Post image

АЛЕКСАНДР ЛУЧЕНОК: «НЕ ВЕРЬТЕ ЗАПАДНЫМ УЧЕБНИКАМ»!

Экономикой движет не рынок и не правительство, а экономические интересы! А правительство должно научиться управлять этими интересами.

После развала СССР в прошлом оказалась и марксистская политэкономия, на смену которой в постсоветских странах пришли так называемые мейнстримовские теории рыночного фундаментализма. На них основаны проекты реформ, которые до сих пор пытаются навязать нам международные организации, в частности, МВФ, и программы экономических преобразований, разрабатываемые в Беларуси.

Однако имеются основания полагать, что эти теории ждет судьба марксизма, так как в последние десятилетия в экономической науке все более активно развиваются другие направления (см. статью «Ставка не на науку, а на личный опыт?», «Директор» №12/2018). Одно из них - неоинституционализм, суть которого на примере белорусской экономики объяснил нашему корреспонденту доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом макроэкономического регулирования и финансовой политики Института экономики НАН Беларуси Александр ЛУЧЕНОК.

- Александр Иванович, чем отличается неоинституциональная экономическая теория от мейнстримовских подходов?

- Мейнстримовские теории предполагают, что человек является сугубо рациональным и живет ради получения максимальной прибыли. Как писал известный экономист Александр Аузан: «человек рациональный» - всеведущая эгоистичная сволочь, которая обладает сверхъестественными способностями по рационализации и максимизации своей полезности… Однако человек, который преследует исключительно эгоистические цели и делает это без каких-либо ограничений, потому что он всеведущ, как боги, и всеблаг, как ангелы, - это существо нереальное».

На практике это означает, что руководитель предприятия не всегда способен получить максимальный рыночный эффект, исходя из спроса и предложения на товары хотя бы по причине недостатка информации. Кроме того, директор обычно заботится о производстве, но не забывает и свои личные интересы или, говоря языком неоинституционалистов, ведет себя оппортунистически. Далеко не всегда он заинтересован в том, чтобы его предприятие работало максимально эффективно, особенно, когда он не является хозяином. Это подтверждается поведением ряда руководителей белорусских предприятий, создающих частные фирмы, через которые они получают теневые доходы.

Кроме того, мейнстримовские теории исходят только из экономической выгоды, а неоинституциональная теория учитывает также социальные, политические, идеологические и даже исторические факторы. Неоинституционалисты считают, что необходимо обеспечить согласование экономических интересов различных групп населения, иначе эффективного хозяйствования в масштабах всей национальной экономики может и не получиться. При этом нужно учитывать специфику институциональной матрицы.

В мире существуют две институциональные матрицы (системы экономических институтов, т.е. правил и норм, определяющих поведение человека в экономике). Западная матрица, где декларируется примат свободы воли и свобода рыночных отношений, и азиатская (восточная), где в первую очередь реализуются интересы центральной власти, а интересы других людей - по мере возможности. В восточной матрице, на которой базируется и наша страна, рыночные методы хозяйствования используются лишь в той мере, в какой они не противоречат задачам административного регулирования. Поэтому, например, в Беларуси уже почти два десятилетия не могут внедрить рыночное индикативное планирование, под которое Европейский союз уже неоднократно выделял деньги.

В западной модели интересы людей согласовываются с помощью рыночных методов, т.е. относительная свобода рынков приводит к тому, что интересы каждого человека реализуются как бы автоматически в соответствии с результатами его работы. У нас для согласования экономических интересов различных макрогрупп следует предпринимать дополнительные усилия. Заниматься этим должна центральная власть, но она не всегда это умеет делать. Кроме того, и чиновники склонны к оппортунистическому поведению, им милее потратить деньги на проект знакомых и благодарных лоббистов, чем поднять, например, зарплату бюджетникам.

- Интересно, как с точки зрения неоинституциональных представлений выглядит экономика Беларуси, в частности, проводимая в настоящее время у нас денежно-кредитная политика?

- В нашей стране Нацбанк проводит сравнительно жесткую денежно-кредитную политику, которая выгодна государству (чиновникам) и банковской системе: нет финансовых и валютных кризисов, все спокойно, банки гарантировано получают свой процент.

Но такая политика привела к тому, что кредитование госпредприятий в 2018 г. не увеличилось. Лоббисты реального сектора многие годы боролись за снижение ставки рефинансирования, думая, что в этом случае их предприятия смогут набрать много дешевых кредитов. На практике этого не произошло, потому что процентный канал у нас перестал работать, поскольку долгое время многие госструктуры реального сектора получали деньги по льготным процентным ставкам, и для них снижение ставки рефинансирования существенной роли не играло. У них возникла другая проблема - неспособность отдать ранее полученные кредиты. Естественно, банки отказываются предоставлять им новые ссуды. В результате ставки по кредитам относительно низкие, а денег не дают! Спрашивается: за что боролись? И они не могут решить эту проблему. Раньше она решалась дополнительными кредитами, которые как капельница поддерживали нездоровые предприятия. Но в этом случае происходят накачка эмиссионных денег в оборот и рост инфляции, а это не соответствует монетарной политике Нацбанка.

Сами же коммерческие банки не заинтересованы в повышении эффективности реального сектора. Они только и делают, что снимают (когда могут) проценты за выданные кредиты, и в результате перераспределяют в свою пользу добавленную стоимость, создающуюся в реальном секторе экономики. Получается: банкиры - с деньгами, а реальный сектор - в кризисе.

- Почему идеи неоинституциональной теории не получают распространения среди людей, принимающих государственные решения?

- Потому что их учили по западным учебникам, пусть и адаптированным белорусскими авторами. Потому что Европейский союз регулярно выделяет миллионы евро для пропаганды и проталкивания западных подходов в Беларуси.

Понимание экономических проблем в правительстве находится на уровне мейнстримовских учебников макроэкономики типа книги Пола Самуэльсона, которые не отражают реальные процессы и не учитывают, что экономикой движет не воля правительства, а экономические интересы. Правительство же должно научиться управлять этими интересами. Иначе нельзя обеспечить эффективное развитие нашей страны, в которой доминирует восточная институциональная матрица.

Но ситуация постепенно меняется, популярность неоинституционализма растет во всем мире, диссертации по данному направлению хорошо защищаются, хотя даже многие ученые-экономисты не понимают, в чем суть этого направления. Более того, сейчас стало модно говорить об институтах и называть институтами всякие организации (от банков до ломбардов). Что приводит к путанице, ведь экономические институты в неоинституционализме - это не организации, а системы норм и правил, которыми руководствуются люди при совершении действий в экономике. Условно говоря, это правила игры на футбольном поле.

О том, как изменить ситуацию в денежно-кредитной и банковской сферах, читайте в продолжении интервью, опубликованного в печатной версии журнала «Директор» № 2.

Автор: Владимир ТАРАСОВ

Источник: director.by

последние
новости

Государство и Общество

Проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии

Департамент по предпринимательству информирует, что на официальном сайте Евразийского экономического союза размещен проект решения Коллегии...

Заседание Республиканского совета по развитию системы бизнес-образования

Министерство экономики Республики Беларусь информирует, что заседание Республиканского совета по развитию системы бизнес-образования состоится...

Актуальные изменения законодательства с 9 - 13 сентября 2019 г.

Постановление Минфина от 27.08.2019 № 49 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 января 2010 г. № ...

Проект «Инвентаризация активов и обязательств»

В адрес Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» на согласование поступил проект постановления ...

Обсуждение решения проекта Евразийской экономической комиссии

По информации Евразийской экономической комиссии (письмо ЕЭК от 05.08.2019 №16-1394) Министерство здравоохранения Республики Беларусь ...

Актуальные изменения законодательства с 5 - 9 августа 2019 г.

Постановление Совета Министров от 05.08.2019 №515 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения» ...

читать другие новости

Экономика и Бизнес

О финансировании в белорусских рублях под 6,5% годовых

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей предоставляет займы и имущество в финансовую аренду (лизинг) субъектам малого предпринимательства...

О финансовой поддержке МСП

В соответствии с пунктом 26 мероприятий Государственной программы "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016...

Заседание Рабочей группы

В соответствии с протоколом № 4 от 18.09.2019 заседания общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию...

Дорожная карта «Площади для бизнеса»

Инвестиционный атлас города Минска, размещается на главной странице сайта Минского городского исполнительного комитета ...

Информационное содействие белорусским экспортерам

В настоящее время в Республике Беларусь ведется работа по расширению мер поддержки экспорта малых и средних ...

Министерство по налогам и сборам информирует

Белорусские организации и физические лица имеют возможность в электронном виде обращаться в налоговый орган и получать ...

читать другие новости