Система небанковского некоммерческого сектора экономики

У малого бизнеса во всем мире всегда хватает проблем. Но во многих странах ключевые проблемы, имеющиеся сегодня у белорусского бизнеса, во многом решены и не носят характера основных.

На сегодняшний момент  наиболее важными системными проблемами субъекты малого предпринимательства называют:

-    Высокие, запредельные ставки по кредитам банков;

-    Отсутствие возможностей получения долгосрочного финансирования;

-    Отсутствие возможностей начинающим предпринимателям получить гарантийные обязательства у гарантийных фондов в обеспечение возврата кредитов банков;

-    Распространенная практика обеспечения дефицитным сырьем (товаром) по остаточному принципу субъектов малого и среднего предпринимательства и, нередко, по завышенным по отношению к госпредприятиям ценам;

-    Отсутствие устойчивой перспективы присутствия  на рынке по причине того, что государственные предприятия, крупные компании (например, торговые сети)  не учитывают интересы малых и средних предприятий в процессе своего развития;

-    Тенденцию понижения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства по отношению к крупным. Отсутствие серьезных резервов для снижения себестоимости производимой продукции;

-    Ряд проблем, причинами которых являются отсутствие должностной координации действий между субъектами малого и среднего предпринимательства;

-    Массовые неплатежи субъектам малого и среднего предпринимательства со стороны крупных, как правило, государственных предприятий за поставленную продукцию, товары, услуги;

В стране взят курс на увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны до 30% к концу 2015 года. Сегодня уже декларируется уровень 23-24%. Однако, если исключить из этого списка гигантов, крупнейших экспортеров типа Белорусской калийной компании, Белорусской нефтяной компании, попавших в него в связи с несовершенным законодательством, по оценкам экспертов он опустился до уровня 12-15-%. То есть для выполнения поставленной задачи необходим стремительный рывок в развитие  малого и среднего предпринимательства. Следует заметить, что он должен быть не только количественным, но и качественным. В результате его в нашей стране должна появиться экономика в большей степени  соответствующая вызовам времени.

Это вполне возможно при условии, если предприятия малого и среднего предпринимательства,  ныне практически поодиночке решающие свои проблемы, сформируются в системы, в рамках деятельности которых, они будут пользоваться  современными  инструментами для решения вышеуказанных и  других проблем.

Следует также отметить, что у бизнеса могут быть две основных стратегии развития: получение прибыли (часто временной, в ущерб долгосрочному развитию) и увеличение стоимости бизнеса (его капитализации).

Вторая стратегия вполне успешно может реализовываться, только если мелкие компании на рынке будут представлены как одна или несколько крупных систем.

Для успешного ускоренного  развития малого и среднего предпринимательства необходимо также сформировать современную инфраструктуру его поддержки, обеспечить ее необходимыми ресурсами.

По нашему мнению, важнейшими и перспективными элементами такой инфраструктуры могут стать потребительские кооперативы нового типа. К сожалению существующая в стране система потребительской кооперации (Белкоопсоюз) в настоящее время нацелена на реализацию своих коммерческих интересов, интересы своих пайщиков учитываются и обслуживаются лишь в малой степени, преимущества кооперации не реализуются.

Потребительские кооперативы  для решения ряда задач имеют ряд значительных преимуществ по сравнению с другими организационно-правовыми формами ведения хозяйственной деятельности.

Следует отметить основные из них:

  • Потребительский кооператив – некоммерческая организация. Это означает, что она, согласно своим целям создания, обслуживает интересы своих членов без целей получения прибыли от этой деятельности. Таким образом, стоимость услуги членам кооператива будет, как правило, ниже, чем от других коммерческих предприятий.
  • Члены кооператива – его хозяева (один член – один голос).
  • Движение активов внутри потребительского кооператива между его членами не подлежит налогообложению. Внесение активов в паевой фонд кооператива (в т.ч. возвратных) не требует внесения изменений в устав предприятия в отличие от коммерческих предприятий.
  • Потребительский кооператив самостоятельно, согласно принятому в нем положению, производит оценку вносимых в его паевой фонд неденежных активов, в т.ч. объектов интеллектуальной собственности (за исключением государственного имущества).
    • закупочные (получение товаров, сырья, услуг по более низким ценам)
    • производственная кооперация  (производственные фонды, ресурсы передаются его членам для решения поставленных задач)
    • непроизводственная сфера (вычленение в кооператив объектов непроизводственной сферы с целью снижения  расходов и налогообложения),
    • строительная сфера (строительство жилья, объектов для бизнеса самым дешевым способом)
    • и ряд других.

Вышеуказанные преимущества позволяют свободно и гибко комбинировать ресурсы кооператива для реализации целевых программ его членов.

В Российской Федерации в настоящее время функционирует более 350 потребительских кооперативов нового типа, ряд из них объединены в союзы, ассоциации. Сфера деятельности их весьма широка:

Широкое использование потребительских  кооперативов как организационно-правовой формы объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса имеет большие перспективы, однако глубокое изучение вопроса приводит к выводу необходимости создания сегодня инновационной системы, с помощью которой можно будет решать более широкий круг задач, в т.ч. финансирование МСБ, проблем развязки неплатежей, коллективного роста ее активов участников и ряда других.

Рабочей группой при союзе юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» такая система была разработана.

Ее название: «Система небанковского некоммерческого сектора экономики».

Ее основой является государственно-частное партнерство коммерческих предприятий МСБ, государства и некоммерческого сектора: предпринимательских союзов и ассоциаций и потребительских кооперативов, обслуживающих систему с целью ускоренного развития МСБ и на базе этого решения социальных задач общества.

Государство формирует правовое поле системы, вкладывает определенные активы в ее развитие, согласовывает параметры ее развития, организовывает освоение средств на социальные проекты, заработанные системой.

Предпринимательские союзы и ассоциации при финансовой поддержке системы формируют программы развития различных секторов экономики их членами-участниками системы, участвуют в принятии решения предоставления долгосрочного финансирования предприятиям-участникам и сопровождении реализации их инвестпроектов.

Во главе системы будет стоять орган стратегического ее управления, которое вырабатывают представители государства, предпринимательских союзов и ассоциаций и предприятий инфраструктуры системы.

Выделение системы именно как дополнительного сектора экономики позволит учитывать ее показатели в ВВП страны.

«Система» - это множество взаимосвязанных элементов, обладающих общим (системным) свойством, не сводящимся к свойствам этих элементов. Она может состоять из элементов, связанных друг с другом в пространстве (устройство, вещество) или во времени (технология, процесс).

Структура, основные институты системы.

Основная перспективная структура небанковского некоммерческого сектора экономики представлена на рис.1.

На первом этапе практически одновременно, по нашему мнению, должны быть созданы следующие инструменты:

  1. Гарантийный фонд
  2. Инвестиционный имущественный фонд
  3. Кастодиальный депозитарий
  4. Потребительские кооперативы

В целом каждый вышеназванный инструмент будет в той или иной степени участвовать в решении всех задач системы.

Однако очевидно, что гарантийный фонд будет использоваться в большей степени для предоставления гарантий возврата кредитов банкам, снижения процентов по кредитам.

Инвестиционный имущественный фонд – для работы с имуществом, ипотечными сертификатами системы.

Кастодиальный депозитарий позволит обеспечить регистрацию долговых обязательств и выполнять поручения по их реализации или приобретению.

В рамках работы системы планируется вовлечь в экономический оборот, организовать работу со следующими видами ценных бумаг малых средних предприятий и физических лиц:

- складские свидетельства

- долговые расписки

- инвестиционные сертификаты

- залоговые сертификаты

- социальные сертификаты

-паевые свидетельства

- ипотечные сертификаты

- векселя

- корпоративные ценные бумаги

Эффективное использование рынка ценных бумаг эквивалентно увеличению количества денег в экономике  без увеличения давления на потребительский рынок и банковский сектор.

Создание системы позволит реализовать капитализацию человека как экономический ресурс – когда свой собственный капитал, имущество  человек может представить в своих собственных акциях разного значения и оборота. В результате у людей появляется больше денег – у субъектов МСБ огромный дополнительный рынок обслуживания частных интересов.

Создание системы позволит ее участникам совместно выйти на международный рынок ссудного капитала и получить очень крупные долгосрочные инвестиции под низкие проценты.

Для участников системы появляется реальная возможность увеличения своих активов через целевые программы системы посредством инструментов капитализации фондирования, рефинансирования и других.

Создание системы позволяет оптимизировать целый ряд экономических процессов в стране, повысить их эффективность и при этом не оказать негативного влияния на существующие отношения.

Какие основные задачи способна  решить система для экономики страны:

  1. Снизить ставки по кредитам для субъектов хозяйствования и физических лиц до уровня инфляции.
  2. Сформировать реальные возможности долгосрочного финансирования под низкие проценты субъектам хозяйствования.
  3. Повысить жизненный уровень населения посредством участия в потребительских программах системы потребительских кооперативов.
  4. Эффективно и оперативно реструктуризировать крупные промышленные предприятия, значительно повысив экономические показатели их деятельности.
  5. Развязать клубок дебиторских и кредиторских задолженностей в первую очередь для субъектов малого и среднего предпринимательства.
  6. Превратить сверхнормативные остатки готовой продукции крупных предприятий в инвестиции для малого и среднего бизнеса.
  7. Организовать строительство жилья по ипотечной схеме и низким ценам.
  8. Обеспечить дополнительное финансирование на развитие регионов.
  9. Обеспечить дополнительное финансирование на личностное развитие.
  10.  Обеспечить опережающее устойчивое развитие МСБ.

Потенциал системы не банковского некоммерческого сектора  экономики

Наименование статьи

Результат За 3 года

За 10 лет

Капитализация активов системы

375%

1275%

Ссуда государству $

175 млн

12,5 млрд каждый год

Рефинансирование кредитов участникам с-мы (малый бизнес)$

1980 млн

 

Рефинансирование кредитам участникам с-мы (крупный бизнес)

28980 млн

 

Инвестиции в региональную экономику $

2980 млн 1 раз в 10 лет

 

Инвестиции для творчества и социальных групп $

275 млн 1 раз в 3 года

 

Инвестиции государству $

 

12,5 млрд 1 раз в 10 лет

Стоимость чистых активов

375%  1 раз в год

2468 % 1 раз в 10 лет

Формирование дополнительных уровней экономического роста

7

14

Формирование дополнительных экономических пространств для размещения денежной массы и их сумм $

24 млрд + 36 млрд

141 млрд

Доходы от автоматизации процессов с-мы $

178 млн – внутренний рынок

35 млрд в год – внешний рынок

75 млн – внутренний рынок

35 млрд в год – внешний рынок

Денежная масса на счетах системы как неснижаемый остаток $

 

36 млрд

Доходы от прохождения денег через систему

от 3% до 12,5%

 

наверх

spor haberleri film izle oyun oyna oyun oyna oyun oyna oyun oyna oyun oynafilm izle