Трудности освоения
Трехмесячное лето с жарой до 40 градусов и восьмимесячная зима с морозами до минус 60. Горы, сопки и скалистый грунт. В столь непростых условиях осуществлялся грандиознейший всесоюзный проект — строительство Байкало-Амурской магистрали. Магистраль сыграла не только экономическую и военно-стратегическую, но и огромную социальную роль, объединив более 2 миллионов строителей со всех концов нашей прежней огромной страны. В том числе 60 тысяч белорусов.
Строго говоря, решение начать изыскания и строительство Байкало-Амурской магистрали было принято еще в начале 1932 года (а первые задумки и вовсе датируются 1880-ми годами). Однако различные обстоятельства и Великая Отечественная война не позволили реализовать эти задумки. Второе дыхание строительство магистрали получило 55 лет назад. 15 марта 1974 года на заседании в Алма-Ате, посвященном 20-летию начала освоения целины, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев провозгласил: «Байкало-Амурская магистраль — железная дорога, которая пересечет всю Восточную Сибирь и Дальний Восток… Вдоль нее вырастут поселки и города, промышленные предприятия и рудники… Эта стройка станет всенародной. В ней примут участие все республики и в первую очередь наша молодежь».
Год спустя из Минска на БАМ выехал 1-й Белорусский ударный комсомольско-молодежный отряд имени Героя Советского Союза Николая Кедышко: 125 молодых специалистов, которые работали на строительстве станций, жилых поселков, укладке путей. Вскоре подключилось и стройотрядовское движение. Первый наш ударный строй-отряд — имени Ленинского комсомола — отправился работать в Якутию. Командир отряда студент-третьекурсник БГУ Владимир Карягин родился в семье военного в Псковской воздушно-десантной дивизии, несколько лет жил в Ленинграде, 7 лет в Восточной Германии, школьный выпускной встретил в Бобруйске. А потому ни работы, ни трудностей в далекой Сибири не испугался:
— Но запомнил большую ответственность, которую мы ощущали, когда ввязались в столь масштабный проект. Когда встал вопрос о фронте работ для нашего отряда, тогдашний лидер молодежи Южной Якутии Дмитрий Трофимов предложил взять отдельный объект, который был бы целиком нашим — от первого колышка до последнего кирпичика. И мы взялись за строительство поселка Серебряный Бор. Приезжали сюда работать на все лето, осенью возвращались на учебу. Следующим летом — снова на БАМ. Всего я отработал там 12 лет. Поначалу было совсем непросто, ведь и производство, и быт доводилось налаживать с нуля. Бывший командир-бамовец, а ныне председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства, с улыбкой вспоминает:
— Когда начали воздвигать фундаменты строений, столкнулись с отсутствием необходимого инвентаря. Грунт, который надо было копать, относился к 11-й категории (промерзшая скальная порода). Ее возможно было «клевать» только кирками, которых у нас не было. Поэтому первое, что мы сделали — отыскали кузницы, где нам смогли выковать кирки для работы.
Стройотрядовцы не только осваивали Сибирь, но и знакомили ее с нашей республикой. По словам Владимира Карягина, каждый боец был еще и членом агитбригады:
— Везли с собой свою символику, свою культуру, песни, поэзию, искусство. У нас были слайд-фильмы, мы отправили на БАМ более 50 тысяч книг, основали библиотеки в Золотинке, Нерюнгри, Серебряном Бору.
Усилиями белорусов БАМ не только громко зазвучал, но и стал в Сибири местом высокотехнологичного досуга. Ведь наши строй-отрядовцы привезли с собой не только аппаратуру для дискотек и популярные записи, но и лазеры для танцевальных вечеров:
— Об этом позаботились наши «физики» Володя Кустов и Коля Мартинович, которые позже стали кандидатами наук. Таким образом, у нас были дискотеки с лазерами, которые мы проводили несколько раз в неделю. Агитбригада дала на БАМе десятки концертов. У нас были чудесные сценки, театр миниатюр.
Но главным было дело. Большое, многоплановое и очень перспективное. Председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства подчеркивает:
— Я ведь не просто ехал строить сооружения. Мне было важно изучить регион, его историю, культуру, перспективы развития. Видимо, поэтому меня стали приглашать на разные совещания и заседания по научным и комплексным вопросам развития региона. Полученный опыт социально-экономического планирования региона перерос затем в мою научную работу. Скажу так: в те годы самые активные люди ехали летом не на юг, а на юг Якутии. Много руководителей в Сибири и на Дальнем Востоке, которые работают и сегодня, — это выходцы из Беларуси, выпускники наших вузов.
Геополитическое и военно-стратегическое значение Байкало-Амурской магистрали сегодня уже не секрет. Фактически БАМ должен был стать рокадой — железнодорожной веткой, проходящей параллельно линии потенциального (или реального) фронта и используемой для снабжения войск. Собственно, в этом и заключалась изначально еще довоенная задумка строительства БАМа.
Транссиб, тянувшийся вплотную к границе СССР, был слишком уязвим. С позиций сегодняшнего дня стратегическое значение магистрали Владимир Карягин не только не умаляет — он видит в нем новые аспекты:
— Это не только крупный оборонный объект, рокадная дорога Советского Союза. Благодаря ей укрепилась экономическая составляющая, которая в перспективе многое даст не только России, но и Беларуси, Евразийскому экономическому союзу. Сегодня мы в общественных организациях «Бамовское Содружество», «Ассоциация строителей БАМ и Якутии» стараемся не терять друг друга. Периодически встречаемся, делимся опытом и впечатлениями с молодежью. Ведь освоение новых проектов — дело молодых!
Источник по ссылке