Министерство по налогам и сборам информирует, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2020 г. № 216 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860» (далее – постановление), предусмотрено изменение сроков введения обязательной маркировки обувных товаров на территории Российской Федерации.
Постановлением установлены следующие даты и этапы введения обязательной маркировки обуви:
- производство и импорт обуви без маркировки, а также оптовая и розничная продажа немаркированной обуви запрещены с 1 июля 2020 г. (ранее – с 1 марта 2020 г);
- передача сведений о производстве, импорте, оптовой и розничной продаже обуви в систему маркировки обязательна с 1 июля 2020 г. (ранее – с 1 марта 2020 г);
- маркировка остатков обуви произведенных или приобретенных до 1 июля 2020 г., возможна до 1 сентября 2020 г. (ранее – до 1 марта и 1 мая 2020 г. соответственно);
- импортируемые обувные товары, ввезенные после 1 июля 2020 г., но приобретенные до 1 июля 2020 г. (ранее – до 1 марта 2020 г.), участники оборота должны промаркировать до 1 августа 2020 г. (ранее – до 1 апреля 2020 г.).
До вступления в силу указанных изменений Министерством по налогам и сборам подготовлены рекомендации по вопросам использования документов, подтверждающих приобретение обуви, а также по вопросам порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товаров, приобретенных за наличных расчет, и проведению налогового контроля. Указанные рекомендации письмом МНС от 04.02.2020 № 8-2-12/00145 направлены в инспекции МНС по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также размещены на официальном сайте МНС http://www.nalog.gov.by/uploads/documents/PismoMNS-N8-2-12_00145-ot04022020-3-1.doc. Также письмом МНС от 04.02.2020 № 8-2-12/00145 предусмотрен мораторий на проведение проверок и начало административного процесса по части четвертой статьи 12.17 Кодекса об административных правонарушениях в отношении субъектов хозяйствования, осуществивших приобретение обуви на территории Российской Федерации в период по 1 сентября 2020 года.
В связи с изменениями сроков введения обязательной маркировки обувных товаров на территории Российской Федерации в целях организации информирования субъектов хозяйствования, осуществляющих приобретение (ввоз на территорию Республики Беларусь) с территории Российской Федерации либо реализацию обуви на территории Российской Федерации, МНС подготовлено и направлено в инспекции МНС по областям и г. Минску письмо от 05.03.2020 № 8-2-12/00145-1, которым разъясняется, что требования по проверке реквизитов кассового чека, выданного белорусскому индивидуальному предпринимателю-покупателю российским продавцом, а также легальности нанесенных средств идентификации, указанные в письме МНС от 04.02.2020 № 8-2-10/000145, применяются с 1 июля 2020 г. При этом иные положения письма МНС, в том числе определяющие порядок документального подтверждения приобретения товаров за наличный расчет, сохраняют свою актуальность и в настоящее время.
Одновременно полагаем необходимым отметить следующее.
В целях ознакомления широкого круга субъектов хозяйствования с процессами в сфере маркировки обувных товаров средствами идентификации МНС 25.02.2020 организован семинар со специалистами инспекций МНС и субъектами хозяйствования по вопросам маркировки товаров средствами идентификации при трансграничной торговле с государствами-членами Евразийского экономического союза, в том числе приобретения товаров, подлежащих маркировке на территории Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь.
В ходе проведенного семинара индивидуальные предприниматели проинформировали МНС о ситуациях, когда на рынках Российской Федерации (торговый комплекс «Садовод» и рынок в Люблино) при реализации обуви за наличный расчет российскими субъектами хозяйствования кассовые чеки не выдаются. Одновременно имеют место случаи, когда реализуемая на рынках Российской Федерации обувь не содержит физической маркировки средствами идентификации, но в коробки с обувью вложены вкладыши (этикетки) со средствами идентификации. Также имеют место факты, когда информация, содержащаяся в мобильном приложении «Честный знак», не соответствует информации, печатаемой на кассовом чеке.
Учитывая изложенное, в целях организации обратной связи с субъектами хозяйствования, мониторинга ситуации с продажей обувной продукции субъектами хозяйствования Российской Федерации с нарушением законодательства, при необходимости уведомления о таких фактах компетентных органов Российской Федерации, просим организовать информирование МНС о нарушениях конкретными субъектами хозяйствования Российской Федерации законодательства при купле-продаже обуви в Российской Федерации (с приложением копий имеющихся документов), в том числе о фактах:
- невыдачи российским субъектом хозяйствования белорусскому субъекту хозяйствования кассового чека при продаже товара за наличный расчет;
- несоответствия информации, содержащейся в кассовом чеке, информации, содержащейся в информационной системе Федеральной налоговой службы Российской Федерации;
- отсутствия информации о подлинности кода маркировки в мобильном приложении «Честный Знак» (в случае продажи российским продавцом белорусскому субъекту хозяйствования маркированной обуви);
- отсутствия средства идентификации на обувных товарах, реализованных российским продавцом белорусскому субъекту хозяйствования (случаи, когда в коробки с обувью вложены вкладыши (этикетки) со средствами идентификации).
При этом необходимо учитывать, что информация будет отрабатываться с компетентными органами при условии ее представления в письменном виде.