Post image

АЛЕКСАНДР ЛУЧЕНОК: «НЕ ВЕРЬТЕ ЗАПАДНЫМ УЧЕБНИКАМ»!

Экономикой движет не рынок и не правительство, а экономические интересы! А правительство должно научиться управлять этими интересами.

После развала СССР в прошлом оказалась и марксистская политэкономия, на смену которой в постсоветских странах пришли так называемые мейнстримовские теории рыночного фундаментализма. На них основаны проекты реформ, которые до сих пор пытаются навязать нам международные организации, в частности, МВФ, и программы экономических преобразований, разрабатываемые в Беларуси.

Однако имеются основания полагать, что эти теории ждет судьба марксизма, так как в последние десятилетия в экономической науке все более активно развиваются другие направления (см. статью «Ставка не на науку, а на личный опыт?», «Директор» №12/2018). Одно из них - неоинституционализм, суть которого на примере белорусской экономики объяснил нашему корреспонденту доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом макроэкономического регулирования и финансовой политики Института экономики НАН Беларуси Александр ЛУЧЕНОК.

- Александр Иванович, чем отличается неоинституциональная экономическая теория от мейнстримовских подходов?

- Мейнстримовские теории предполагают, что человек является сугубо рациональным и живет ради получения максимальной прибыли. Как писал известный экономист Александр Аузан: «человек рациональный» - всеведущая эгоистичная сволочь, которая обладает сверхъестественными способностями по рационализации и максимизации своей полезности… Однако человек, который преследует исключительно эгоистические цели и делает это без каких-либо ограничений, потому что он всеведущ, как боги, и всеблаг, как ангелы, - это существо нереальное».

На практике это означает, что руководитель предприятия не всегда способен получить максимальный рыночный эффект, исходя из спроса и предложения на товары хотя бы по причине недостатка информации. Кроме того, директор обычно заботится о производстве, но не забывает и свои личные интересы или, говоря языком неоинституционалистов, ведет себя оппортунистически. Далеко не всегда он заинтересован в том, чтобы его предприятие работало максимально эффективно, особенно, когда он не является хозяином. Это подтверждается поведением ряда руководителей белорусских предприятий, создающих частные фирмы, через которые они получают теневые доходы.

Кроме того, мейнстримовские теории исходят только из экономической выгоды, а неоинституциональная теория учитывает также социальные, политические, идеологические и даже исторические факторы. Неоинституционалисты считают, что необходимо обеспечить согласование экономических интересов различных групп населения, иначе эффективного хозяйствования в масштабах всей национальной экономики может и не получиться. При этом нужно учитывать специфику институциональной матрицы.

В мире существуют две институциональные матрицы (системы экономических институтов, т.е. правил и норм, определяющих поведение человека в экономике). Западная матрица, где декларируется примат свободы воли и свобода рыночных отношений, и азиатская (восточная), где в первую очередь реализуются интересы центральной власти, а интересы других людей - по мере возможности. В восточной матрице, на которой базируется и наша страна, рыночные методы хозяйствования используются лишь в той мере, в какой они не противоречат задачам административного регулирования. Поэтому, например, в Беларуси уже почти два десятилетия не могут внедрить рыночное индикативное планирование, под которое Европейский союз уже неоднократно выделял деньги.

В западной модели интересы людей согласовываются с помощью рыночных методов, т.е. относительная свобода рынков приводит к тому, что интересы каждого человека реализуются как бы автоматически в соответствии с результатами его работы. У нас для согласования экономических интересов различных макрогрупп следует предпринимать дополнительные усилия. Заниматься этим должна центральная власть, но она не всегда это умеет делать. Кроме того, и чиновники склонны к оппортунистическому поведению, им милее потратить деньги на проект знакомых и благодарных лоббистов, чем поднять, например, зарплату бюджетникам.

- Интересно, как с точки зрения неоинституциональных представлений выглядит экономика Беларуси, в частности, проводимая в настоящее время у нас денежно-кредитная политика?

- В нашей стране Нацбанк проводит сравнительно жесткую денежно-кредитную политику, которая выгодна государству (чиновникам) и банковской системе: нет финансовых и валютных кризисов, все спокойно, банки гарантировано получают свой процент.

Но такая политика привела к тому, что кредитование госпредприятий в 2018 г. не увеличилось. Лоббисты реального сектора многие годы боролись за снижение ставки рефинансирования, думая, что в этом случае их предприятия смогут набрать много дешевых кредитов. На практике этого не произошло, потому что процентный канал у нас перестал работать, поскольку долгое время многие госструктуры реального сектора получали деньги по льготным процентным ставкам, и для них снижение ставки рефинансирования существенной роли не играло. У них возникла другая проблема - неспособность отдать ранее полученные кредиты. Естественно, банки отказываются предоставлять им новые ссуды. В результате ставки по кредитам относительно низкие, а денег не дают! Спрашивается: за что боролись? И они не могут решить эту проблему. Раньше она решалась дополнительными кредитами, которые как капельница поддерживали нездоровые предприятия. Но в этом случае происходят накачка эмиссионных денег в оборот и рост инфляции, а это не соответствует монетарной политике Нацбанка.

Сами же коммерческие банки не заинтересованы в повышении эффективности реального сектора. Они только и делают, что снимают (когда могут) проценты за выданные кредиты, и в результате перераспределяют в свою пользу добавленную стоимость, создающуюся в реальном секторе экономики. Получается: банкиры - с деньгами, а реальный сектор - в кризисе.

- Почему идеи неоинституциональной теории не получают распространения среди людей, принимающих государственные решения?

- Потому что их учили по западным учебникам, пусть и адаптированным белорусскими авторами. Потому что Европейский союз регулярно выделяет миллионы евро для пропаганды и проталкивания западных подходов в Беларуси.

Понимание экономических проблем в правительстве находится на уровне мейнстримовских учебников макроэкономики типа книги Пола Самуэльсона, которые не отражают реальные процессы и не учитывают, что экономикой движет не воля правительства, а экономические интересы. Правительство же должно научиться управлять этими интересами. Иначе нельзя обеспечить эффективное развитие нашей страны, в которой доминирует восточная институциональная матрица.

Но ситуация постепенно меняется, популярность неоинституционализма растет во всем мире, диссертации по данному направлению хорошо защищаются, хотя даже многие ученые-экономисты не понимают, в чем суть этого направления. Более того, сейчас стало модно говорить об институтах и называть институтами всякие организации (от банков до ломбардов). Что приводит к путанице, ведь экономические институты в неоинституционализме - это не организации, а системы норм и правил, которыми руководствуются люди при совершении действий в экономике. Условно говоря, это правила игры на футбольном поле.

О том, как изменить ситуацию в денежно-кредитной и банковской сферах, читайте в продолжении интервью, опубликованного в печатной версии журнала «Директор» № 2.

Автор: Владимир ТАРАСОВ

Источник: director.by

последние
новости

Государство и Общество

В Беларуси усовершенствованы учет и управление госимуществом

Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 мая подписал указ №168 «О Едином реестре имущества», направленный на совершенствование учета и управления государственным имуществом...

Вебинар на тему «Оценка имущества и его реализация на электронных площадках»

25 мая 2020 года в 11-30 на видеохостинге YouTube состоится вебинар на тему «Взаимодействие Белорусской торгово-промышленной палаты...

В Беларуси усовершенствованы учет и управление госимуществом

Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 мая подписал указ №168 «О Едином реестре имущества», направленный на совершенствование учета и управления государственным имуществом...

О международной оценке Республики Беларусь и оценке годовых отчетов банков о результатах реализации правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ

С сентября 2018 г. по ноябрь 2019 г. Республика Беларусь проходила международную оценку на соответствие системы предотвращения легализации доходов...

О реализации норм Указа Президента Республики Беларусь

В целях обеспечения стабильной работы субъектов хозяйствования, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации...

ОНЛАЙН - БРИФИНГ «АРЕНДАТОР И АРЕНДОДАТЕЛЬ: РЕШЕНИЕ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД»

Мероприятие пройдет с 10.00 до 14.00. Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках мероприятия...

Письмо Национального Банка №19-24-392

В Национальный банк поступают обращения субъектов хозяйствования и физических лиц по вопросам ограничения расходования денежных средств...

читать другие новости

Экономика и Бизнес

О вебинарах для бизнеса: онлайн-центр открывает возможность интерактивного обучения

В рамках мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Департамент по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь информирует...

КАК ЗА РУБЕЖОМ СПАСАЮТ СВОЙ БИЗНЕС

Несколько примеров из опыта крупнейших экономик и наших ближайших соседей...

НАЦБАНК ОБЪЯВИЛ О СМЯГЧЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Как заявил Председатель Правления Национального банка Павел КАЛЛАУР, это решение продиктовано необходимостью поддержать внутренний спрос и инвестиционную активность в реальном секторе...

ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ О ПРОБЛЕМАХ В СФЕРАХ ОБОРОТА ОТХОДОВ

Белорусские производители и поставщики заинтересованы в создании системы по обороту отходов на принципах эффективности, прозрачности и справедливости сбора...

Жертв войны почтили у памятника Маршалу Жукову

Живые цветы к мемориалу возложила Республиканская конфедерация предпринимательства во главе с ее председателем Владимиром Карягиным......

ТОЧЕЧНЫЕ МЕРЫ» ПРОТИВ КОРОНАВИРУСА

Более 1,5 месяцев белорусский бизнес ожидал решения о государственной поддержке экономики в условиях пандемии. 24 апреля Глава государства подписал Указ №143...

ЧТО ДУМАЕТ БИЗНЕС О СУБСИДИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДОЛГАМ В ФСЗН?

Бизнес-союзы ознакомились с проектом закона «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»...

Ценообразование 2020: регулирование, контроль, ответственность

Программа вебинара Ценообразование 2020: регулирование, контроль, ответственность, который состоиться 23.04.2020:...

читать другие новости