Об успехах и трудностях ЗАО «БелГАЗавтосервис», его акциях, скидках и программах, скорости и качестве ремонта автомобилей, клиентоориентированности и многом другом рассказывает директор ЗАО «БелГАЗавтосервис» Михаил Андреевич Супрунович
– На сегодняшний день у «БелГАЗавтосервиса» в Беларуси 11 центров продаж и 34 магазина торговли запчастями. А как начинался ваш бизнес?
– 25 с лишним лет прошло… Все началось с того, что в 1993 году несколько государственных российских и белорусских предприятий создали акционерное общество. Мы арендовали офисное помещение в Минске и базу для размещения автомобилей в Столбцах. Сейчас у нас аренды практически нет, мы арендуем только площадку 2,5 тыс. м2 в Колядичах – и все, остальные помещения у нас в собственности.
– Собираете ли вы автомобили в Беларуси?
– Сборка автомобилей нами была начата в конце 90-ых годов. Было собрано около 700 штук «Волг», «ГАЗелей» и «Соболей». Но это дело оказалось нерентабельным: при отсутствии границ смысла в сборке нет. Расстояние до заводов – 1000-1200 км, это ничто для автомобиля. А на главном конвейере сборка всегда будет качественнее и дешевле.
– Сколько машин включает в себя модельный ряд в Беларуси?
– У нас представлена самая широкая гамма автомобилей. Грузовые разной грузоподъемности – от 800 кг «Соболя» до 8-10 тонных «ГАЗонов». Основная линейка – полуторатонники. Это бизнес-ГАЗели, некст-ГАЗели, цельнометаллические и каркасные, шасси и бортовые. Вообще ГАЗ – единственный автомобиль, который сопровождает человека всю его жизнь. Мы везем роженицу на «Скорой помощи» в больницу, обеспечиваем детей автобусами в садиках и школах, возим продукты, непродовольственные товары, мороженое, почту, коммерческие грузы, людей с ограниченными возможностями. Наши полноприводные автомобили успешно служат в армии, работают в лесном хозяйстве – вообще, сложно сказать, где их нет. И, к сожалению, жизнь человека заканчивается, а ритуальные автомобили тоже на базе наших машин.
– Получается, что ваши клиенты – это…
– Государственные, частные организации, ИП, физические лица… У нас любой человек может найти автомобиль на свой вкус.
– А какие у вас проходят акции и какие есть спецпредложения для клиентов?
– Например, в 2010 году мы первыми в Беларуси начали заниматься утилизацией старых автомобилей любых марок и моделей, грузовых и легковых. При утилизации автомобилей есть много экологических проблем: стекла, шины, пластмасса, жидкости… Деньги за металлолом мы возвращаем клиенту, а он нам платит за разборку и утилизацию. Плюс таким клиентам мы делаем большую скидку на покупку нового автомобиля.
Вторая программа – проценты по лизингу наш клиент не выплачивает. По этой программе идет до 50% продаж.
В сегменте полноприводных автомобилей у нас есть серьезный конкурент – УАЗ. Для своих полноприводных «Соболей» и «ГАЗелей» мы ставили цену на уровне УАЗовской. Сейчас спеццены, к сожалению, убрали.
– Ваши сервисные центры работают под лозунгом «Доступность, комфорт, качество, клиентоориентированность». Расшифруйте, пожалуйста,что это значит?
– Доступность. Только у ГАЗа сервис удален от клиента, как правило, не далее 100 км. Следующий, 2019 год и еще три года, будет идти программа «100+100». Мы планируем создать сервис в каждом городе 100-тысячнике и сократить расстояние до 100 км от самого удаленного клиента. Комфорт. Клиент должен чувствовать себя у нас хорошо. Чтобы комфортно провести время в ожидании окончания ремонта, у нас предусмотрены для клиентов уголки отдыха, кафе, буфет. При желании можем провести клиента в бокс к его автомобилю. Комфортом и культурным обслуживанием клиента будем заниматься и далее. Для этого хочется открыть автосалоны коммерческой техники, чтобы можно было увидеть автомобили на площадке. Качество – это высокий уровень обслуживания. Возврат автомобилей после ремонта у нас на уровне 1%, причем причина не в проведенных работах, а в качестве запчастей. За 25 лет работы уже сложился основной костяк коллектива – мастеров, инженерно-технических работников, слесарей, у которых высокий уровень подготовки. При ремонте мы используем только оригинальные запчасти заводского производства, чтобы получить в итоге соответствующее качество. Профессиональные современные автомобили нуждаются в соответствующем сервисе. Клиентоориентированность – все для клиента! К нам приходят достаточно разные люди, но хороший сервис без клиента создать невозможно. Парадокс: если клиент не будет нам помогать, говорить, что у нас плохо, хорошего сервиса не будет. Сегодня, как правило, клиенты четко знают, что они хотят.
– Чем отличается ремонт коммерческого автомобиля от легкового?
– Мы продаем и обслуживаем коммерческие автомобили, это не легковые. Легковому автомобилю всегда есть замена: общественный транспорт, такси, кто-то из знакомых подбросит, да и пешком можно пройтись. Но, если встал коммерческий автомобиль, то это значит, что он не зарабатывает деньги. Если в ремонте легкового автомобиля определяющей является цена, то у коммерческого – время, сколько он простоял в ремонте. Цена – 50, 100 рублей – значения не имеет. Простой обходится в 200-400 рублей в день. Сломанный автомобиль или не приносит доход, или вместо него нужно нанять другой. Сейчас мы начинаем создавать подменную базу. Но здесь есть большая сложность – под замену каждую модель держать не будешь. Мы держим самые ходовые для перевозок – изотермические, фургоны и грузовые. Все остальные модели нужно обеспечить скоростью обслуживания.
– Сколько в среднем занимает у вас ремонт?
– Скорость ремонта зависит от наличия запасных частей и материалов. Многие другие бренды запчасти заказывают, их доставляют 2-4 недели. Мы держим у себя на складе очень большой запас запчастей, стараемся иметь все на всю линейку автомобилей. Стоит нам это дорого, но 90% ремонта мы производим день в день. Как правило, при наличии запчастей наш ремонт любой сложности занимает от часа до целой смены. Часто при оценке стоимости ремонта коммерческого автомобиля люди ориентируются на стоимость ремонта легкового, что в корне неправильно. Хотя у нас стоимость нормо-часа ниже, чем на сервисе у легкового, чего по определению быть не должно. Главный показатель – сколько у нас находится коммерческий автомобиль.
– Как вы делите рынок с конкурентами?
– Наша доля на рынке более 50%. Мы третий год подряд растем в продажах. В прошлом году, к сожалению, потеряли долю рынка. В этом году мы ее восстановили и увеличили количество продаж. Уже несколько лет наш прирост составляет 5-10%.