3 апреля 2024 года
В ближайшие месяцы будут объявлены новые правила, которые могут существенно повлиять на условия работы микробизнеса в стране. Будущие изменения законодатели называют реформой предпринимательства. К чему она приведет и к чему уже сейчас готовиться бизнесу?
«ЭГ» попросила представителей бизнес-союзов и экспертов, которые консультируют субъектов хозяйствования по вопросам коммерческой деятельности, поделиться своим видением возможных сценариев и последствий реформы.
Виктор Маргелов, сопредседатель, директор Минского столичного союза предпринимателей и работодателей:
– Принятие законопроекта по вопросам предпринимательства во втором чтении мы восприняли с сожалением, потому что десятки тысяч физических лиц в случае, если им будет запрещено заниматься определенными видами деятельности, могут потерять работу. Закон, конечно, необходимо исполнять, но возможны разные неблагоприятные последствия.
Я очень сомневаюсь, что ИП, которые годами привыкли работать на себя, в массе своей согласятся пойти работать к нанимателю. Этот путь, возможно, выберут порядка 10% предпринимателей. Подавляющее большинство возвращаться в наем не захотят.
Соответственно, эта категория ИП будет продолжать пытаться работать на себя, даже если им придется сменить юрисдикцию. Я не исключаю того, что в случае, если перечень разрешенных видов деятельности для ИП существенно сократят, они могут выбрать российскую юрисдикцию. И для Беларуси, для нашей экономики, это будет негативный сценарий.
Для развития предпринимательства в стране, на наш взгляд, нужно не административные меры использовать, а создавать экономические стимулы. Это позволит перераспределить имеющиеся кадровые ресурсы с пользой для общества и экономики.
Необходимо поощрять развитие предпринимательства в разных сферах. Например, здравоохранение. Сейчас в районах людям, чтобы полечить зубы, нужно записываться на прием за 2–3 недели до визита к врачу. А если стимулировать развитие малого бизнеса в регионах по данному направлению, потребности населения в медицинской сфере можно закрыть, в т.ч. силами ИП.
Другой пример – туристическая индустрия. В случае появления новых туристических центров в наших регионах предприниматели могли бы участвовать в создании туристических маршрутов и развозить гостей по окрестностям.
Поэтому мы выступаем за экономические стимулы предпринимательства в стране, а не административные. С учетом этого перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели, должен быть максимально широким, мы такую точку зрения намерены отстаивать.
Екатерина Гамзунова, заместитель председателя Белорусского союза предпринимателей:
– Реформа предпринимательства де-факто готовилась несколько последних лет. Регистрация ИП в Минске была приостановлена, налоги для ИП повышены, возможность применять упрощенную систему налогообложения они утратили.
Из оставшихся плюсов – возможность не вести документальный учет затрат и бухгалтерский учет. Но при этом с 2024 г. установлен предельный лимит по выручке (500 тыс. руб.), которую может зарабатывать ИП.
Таким образом, привлекательность института индивидуального предпринимательства за последние годы существенно снизилась. Поэтому некоторые ИП, которые крепко стоят на ногах, уже стали создавать юридические лица, не дожидаясь начала реформы.
Сама реформа пока вызывает много вопросов, не давая ответов. Аргументы, будто ИП создают неравную конкуренцию юрлицам, довольно спорные. ИП вправе нанимать трех работников, а юрлица – любое количество. Так что, скорее, у нас ограничиваются возможности ИП на равных конкурировать с юрлицами, а не наоборот.
Претензий потребителей к индивидуальным предпринимателям якобы много? ИП отвечают по обязательствам своим личным имуществам, ответственность владельцев юридических лиц по закону ограничена активами компании. Соответственно, уйти от ответственности микроорганизациям может быть даже проще, чем ИП.
Для того чтобы общество поняло и приняло цели реформы предпринимательства, ее задачи необходимо подробно расписать и желательно подкрепить цифрами. Что в результате реформы получит государство и бизнес? Почему ИП, которые ранее не создавали юрлица, стоит именно сейчас массово переходить в иную организационно-правовую форму? Какие у них будут экономические стимулы?
Учитывая, что принятый законопроект по вопросам предпринимательства, вероятно, скоро получит статус закона, ИП следует уже сейчас просчитать, как они видят свое будущее в каждом предполагаемом сценарии. Готовы ли они к тому, что их предельная выручка в статусе ИП будет всегда ограничена? Могут ли они позволить себе самостоятельно создать и содержать юрлицо? Допускают ли они возможность кооперации с другими предпринимателями?
Лучше всего переживут реформу те, кто сможет к ней заранее подготовиться, проработав различные варианты.
Жанна Рогова, директор бизнес-союза «Конструктивный диалог»:
– Закон по вопросам предпринимательства необходимо было принимать вместе с перечнями видов деятельности, которые смогут осуществлять индивидуальные предприниматели и самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход (НПД)). Сейчас сложилась ситуация, когда законопроект принят и в скором времени превратится в закон, а таких перечней нет.
Это уже порождает серьезное беспокойство, в частности, у ИП. Наш бизнес-союз с недавних пор регулярно получает обращения предпринимателей с вопросами о том, что их ждет завтра и какие виды деятельности будут разрешены. Однако ответа у нас нет.
Очевидно, что и самозанятые, и ИП обязаны, занимаясь определенными видами деятельности, соблюдать требования законодательства, которые повышают качество услуг и позволяют обезопасить потребителей от возможных проблем. Например, парикмахеры, специалисты, выполняющие маникюр, педикюр, должны соблюдать санитарные нормы. Также понятно, что люди, оказывающие услуги по ремонту автомобилей, должны иметь соответствующую квалификацию.
Однако установление ограниченных перечней видов деятельности – это крайняя мера. Можно понять, когда индивидуальным предпринимателям запрещают оказывать сложные строительные услуги либо заниматься оптовой торговлей. Для работы в таких сферах необходим достаточно большой штат специалистов, который может быть только у юрлица. Есть опасения, что, если большое число видов экономической деятельности, которыми могут заниматься ИП, окажется под запретом, это поспособствует развитию «серой» экономики. Предприниматели от безысходности в ряде случаев будут уходить в тень.
Мы не видим большого смысла в такой реформе предпринимательства. Сейчас, напротив, необходимо создавать всяческие условия, чтобы физические лица, включая ИП, могли найти работу, особенно в регионах. Рабочих мест с достойной зарплатой там не так много, поэтому у людей должна быть возможность работать в т.ч. в качестве самозанятого или ИП.
Учреждение региональными предпринимателями юридических лиц в большинстве случаев маловероятно. Здесь не такие высокие доходы у людей, чтобы они могли себе позволить создать коммерческую организацию и нести в связи с этим дополнительные расходы на содержание офиса, ведение учета, подготовку различной отчетности.
ИП в регионах порой сложно правильно заполнить налоговую декларацию, но заработать деньги на свою жизнь они могут. Поэтому, на наш взгляд, институт индивидуального предпринимательства в стране нужен и существенно ограничивать его масштабы не стоит.
Елена Игнатович, налоговый консультант ООО «ХЕЙМДАЛЛЬ»:
– Очевидно, что в случае значительного сокращения видов деятельностей, доступных для ИП, количество последних уменьшится. В какой степени, пока не понятно, потому что перечни разрешенных видов деятельности сейчас только готовятся.
Возможны несколько сценариев. Если деятельность можно будет осуществлять в качестве самозанятого и уплачивать НПД, многие предприниматели этим с удовольствием воспользуются, поскольку налоговая нагрузка при НПД существенно ниже. Для тех ИП, чей вид деятельности попадет в правительственные перечни, ничего не изменится. Понятно, что проблемы появятся у тех, кто не сможет продолжить бизнес в статусе ИП.
Законопроект предполагает, что такие предприниматели смогут в упрощенном порядке создать юрлицо. Ключевой вызов, с которым они столкнутся, – это необходимость научиться управлять новой для них формой бизнеса и получить нужные для этого компетенции.
Большинство ИП не понимают, как работает юридическое лицо. Они привыкли к тому, что главное – уплатить налоги, а средства с расчетного счета можно выводить в любой момент. В рамках юрлица так делать нельзя, необходимо вести учет затрат, и только при наличии прибыли, когда активы превышают обязательства и формируется чистая прибыль, собственники бизнеса могут выплатить себе дивиденды и вывести деньги с расчетного счета для использования в личных целях.
Денежные средства на расчетном счете компании – это не деньги собственника бизнеса, а ресурсы организации, и этого многие ИП понять не могут. Поэтому, чтобы соблюдать законодательство, создав юрлицо, предпринимателю необходимо погрузиться в финансовые и юридические вопросы деятельности коммерческой организации.
Полагаю, что только те ИП, которые готовы учиться, согласны инвестировать время в новые компетенции и имеют средства для развития бизнеса, смогут успешно управлять и компанией, продолжая зарабатывать.
Ольга Иваненко, учредитель и коммерческий директор компании «БизнесСтарт»:
– Изменения в сфере микро- и малого бизнеса, по нашим наблюдениям, стали происходить в прошлом году, т.е. еще до принятия законопроекта по вопросам предпринимательства. Понимая, что реформа в данной сфере возможна, а также с учетом установленного для ИП потолка выручки (500 тыс. руб.) бизнесмены уже в 2023 г. стали активнее создавать юрлица.
Объявленная реформа способна существенно изменить лицо белорусского предпринимательства. Тренд последних лет, который может продолжиться, – условия для работы ИП ужесточаются. Хотя, по моему мнению, ужесточать условия нужно в отношении недобросовестных плательщиков, которые придумывают разные схемы, чтобы уходить от налогов.
Для добросовестных предпринимателей и самозанятых условия должны быть благоприятными. Ведь человеку, который намерен попытаться заняться бизнесом, хочет протестировать свои бизнес-идеи, гораздо проще и менее рискованно сделать это в качестве самозанятого или ИП. Поэтому и у одних, и у других должен быть широкий выбор желаемого вида экономической деятельности. Если его не будет, возможности многих физических лиц пробовать себя в качестве предпринимателя попросту исчезнут. Юрлицо – это совершенно другой статус, он подходит для состоявшихся предпринимателей, но не для начинающих, потому что управлять даже микроорганизацией сложнее и затратнее.
Собственник компании не может управлять расчетным счетом юрлица так свободно, как ИП. Кроме того, в случае создания ООО возникнут затраты на офис, обязательно придется вести как минимум учет затрат, а возможно, и полноценный бухгалтерский учет. Передача этих функций на аутсорсинг или наем хорошего бухгалтера – это затраты, которые для начинающего предпринимателя могут оказаться весьма существенными.
С учетом сказанного полагаю, что реформа должна быть направлена на упрощение перехода ИП в статус юрлиц, а вот запрет большого количества видов деятельности для ИП нецелесообразен.
В последние годы мы видим постоянные изменения условий работы субъектов предпринимательства, в т.ч. и для микробизнеса. Это существенно затрудняет процесс планирования на средне- и долгосрочную перспективу и, как следствие, сдерживает инвестиционную активность. Очень хотелось бы надеяться, что объявленная реформа предпринимательства положительно повлияет на бизнес и не приведет к очередной волне и без того частых изменений условий хозяйствования.
Присоединяйтесь! Будьте солидарны, корпоративны! Союз юридических лиц «Республиканская Конфедерация Предпринимательства» всегда открыт для новых предложений активных предпринимателей!
Почта Республиканской Конфедерации Предпринимательства: office@rce.by
Дирекция Республиканской Конфедерации Предпринимательства: +375 17 322 23 18 +375 17 322 23 59
Телефон горячей линии Республиканской Конфедерации Предпринимательства:+375 29 399 97 75