Министерство антимонопольного регулирования и торговли вынесло на общественное обсуждение проект указа «О запрете выплаты вознаграждений и платы за оказание услуг по продвижению продовольственных товаров».
Согласно обоснованию законопроекта, целью его принятия является недопущение получения субъектами торговли необоснованных доходов при продаже социально значимых товаров.
В соответствии с ныне действующим законодательством продавец (поставщик) может предоставить вознаграждение покупателю за выполнение определенных условий договора или в соответствии с приказом по маркетинговой политике, и такой вид выплат не влияет на первоначальную цену товара, определенную договором поставки, однако в итоге снижает выручку поставщика на сумму бонуса (премии). Таким образом, выплата вознаграждений при реализации социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли, создает механизм ухода от ограничений, установленных государственным органом, осуществляющим регулирование цен, отмечено в документе.
Поэтому министерство предлагает лишить возможности предприятия торговли (юрлиц и предпринимателей) получать выплаты для продвижения социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством.
По мнению сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора МАРГЕЛОВА, данный механизм не сработает, так как крупные торговые сети быстро найдут пути его обхода. Об этом он рассказал еженедельнику «Белорусы и рынок».
– Считаю, что в данной ситуации МАРТ, к сожалению, занимается имитацией полезной деятельности, потому что крупные сети наверняка найдут вариант, как это регулирование обойти. Нужно либо системно заниматься формированием благоприятной конкурентной среды, либо не заниматься этим вообще.
Понятно, почему МАРТ поднял вопрос: крупные торговые сети за счет различных бонусов резко увеличили реальные наценки на группу социально значимых товаров. И, поверьте, в нынешней ситуации они найдут тысячу вариантов, как сохранить свои позиции. Не следовало изначально доводить ситуацию на рынке до монополизма, а теперь, коль уж создали таких игроков, с ними, конечно, трудно работать. Когда на общественно-консультативном совете в МАРТе мы обсуждали эту тему, то эксперты верно отмечали, что сейчас общественно-консультативный совет будет заниматься только вопросами монополистов.
Конечно, цели у МАРТа благородные – ограничить наценки, но, к сожалению, они вряд ли достижимы. Самый простой способ обойти предлагаемые нововведения – заключить отдельный договор, и поставщик будет платить за то, что, образно говоря, у меня голубые глаза. Выходит, по законодательству никто никому не имеет права ничего предъявить.
Чтобы предложенный МАРТом механизм реально работал, нужно создать на рынке критическую массу игроков и задать определенные параметры конкурентной среды, чтобы не было такого, что я продаю 50 % бананов в стране, а все другие игроки – оставшуюся половину. Так и получается вопиющая неодинаковость условий.
Если бы у производителей и поставщиков социально значимых товаров был выбор из двадцати равноценных субъектов, которым они могут поставить свою продукцию, то, естественно, никаких бонусов, откатов, снижений цен, то есть демпинга, не было бы. В таком случае ситуация выглядела бы более-менее разумно. Понятно, что предоставлялись бы экономически обоснованные скидки за определенные объемы поставок продукции.
Однако как только основными покупателями становятся несколько крупных торговых сетей, которые еще и ведут очень дружную согласованную политику, тогда мы сталкиваемся с подобной проблемой, которую запретительными мерами, пожалуй, не решить.